Воспоминания об «оттепели»

Деятели культуры 1960-х – 2000-х годов по названиям десятилетий получили родовые названия: шестидесятники, семисиденты, восьмидерасты, девяностервятники и, наконец, нулевики. Ни в шестидесятых, ни в семидесятых, ни в восьмидесятых, ни в девяностых, ни даже в нулевых годах никто не мог и мечтать о том, что в Ростове-на-Дону будет проведен международный семинар, посвященный неофициальной культуре нашего города и некоторых уголков донского края, таких, как Танаис или Каменная балка. Но времена меняются.

Совсем недавно в Донской государственной публичной библиотеке прошел семинар «Ростов: другая культура. Историческая реконструкция советской неофициальной культуры Ростова и области, 1948 – 1991». Инициатива проведения этого нетривиального мероприятия принадлежит нашим замечательным ростовчанкам. Правда, только одна из них (Наташа Строкова) сегодня живет в Ростове, а остальные лишь приезжают в гости (Анна Бражкина живет в Праге, Алла Амелина и Полина Вахотина – в Москве). Но ведь, как говорится, «ростовчанин – это скорее национальность, чем географическое понятие». В организации семинара приняли участие Донская государственная публичная библиотека, РО Союза российских писателей, РО Союза журналистов России, Литературно-художественный журнал «Ковчег», творческое объединение «Заозерная школа», литературно-художественный журнал «Знамя» (Москва) и международное интернет-сообщество «Ростов неофициальный 80–90».
Меня пригласила на этот семинар Анна Бражкина, памятуя о моих подвигах юности на поприще неофициальной культуры, связанных с физматом и, позднее, с биофаком РГУ. Уже в 1957 году, когда только начинали пробиваться первые ручейки «оттепели», на физмате РГУ существовала стенгазета «Выпрямитель», вызывавшая большое недоумение и раздражение парткома, профкома и комсомольской организации. В 60-е на мехмате появилась яркая стенгазета «Сигма», также вошедшая в неформальную историю ростовского университета. А в межфакультетской группе биофизики, созданной по инициативе замечательного ростовского ученого Александра Борисовича Когана при кафедре физиологии, но размещавшейся на физическом факультете в лаборатории 153, возникло уникальное издание «Надсолнух подсознания», поэма с таким же названием и другие произведения. В создании «Надсолнуха» принимал участие прекрасный поэт Борис Габрилович, трагически погибший 4 сентября 1970 года. В 1980-м был издан сборник его стихов «Опереди волну» с предисловием Георгия Булатова, а в начале 2000 года в Москве в альманахе «Лира» опубликовали наше совместное произведение «АСУ НОЧИ ВСЕГО», ранее скрытое по уговору от глаз людских до нового тысячелетия. В день похорон Бори поклонники и друзья несли его тело на кладбище на руках, вызвав этой акцией ужас ректората и раздражение КГБ. А ведь никакого «диссидентства» в его стихах не было, был творческий полет, отчаянная попытка свободы и презрение к тем, для кого птица в полете – невыносимое зрелище, заставляющее вскинуть ружье к плечу…
В 70-е годы мною были созданы поэмы и пьесы в союзе с биологами – Евгением Гуськовым («Стихи о вымирающих видах», «Ацефалий Протогенус») и Робертом Кеслером («Адам и Мадам»). Эти произведения, надеюсь, заинтересуют исследователей, историков и литературоведов нового поколения, как заинтересовали физиков и биологов в Ростове и в Москве.
Главной темой семинара стали яркие страницы «другой культуры» Ростова и окрестностей – история «Заозерной школы» в Танаисе, рассказ о неформальных творческих сообществах Танаиса и Каменной балки. Особый интерес представляли выступления почетных гостей из Москвы: редактора журнала «Знамя» Сергея Чупринина и известного поэта Олега Чухонцева.
Первый день конференции был полностью посвящен Танаису и «Заозерной школе». Игорь Бондаревский, один из отцов-основателей «Заозерной школы», рассказал о том, как молодые поэты жили в деревне, как встретились однажды с известным советским поэтом Сергеем Михалковым и не заметили его, как Игорь приютил художника Сергея Тимофеева, лишившегося мастерской, в своей квартире, а платой за проживание стала написанная совместно поэма «Тряхинопуты» (позже – «Секс эпохи застоя»).
Ольга Демина и Владимир Ершов поведали о делах и днях людей, собиравшихся в Каменной балке, где, по словам Деминой, «в 80-е годы бывала вся диссидентская тусовка Москвы и Питера». Ершов уточнил: «О диссидентстве мы не думали. Мы просто не замечали официоза. В Каменной балке был скорее дух белогвардейства, дух офицерской и дворянской чести – целовали дамам ручки, говорили о России. Но здесь, действительно, стоял пулемет максим, который при желании можно было выставить в качестве вещественного доказательства при обвинении!».
В центре внимания участников конференции был Валерий Федорович Чеснок, четвертый директор Танаиса. Именно он пригласил в Танаис поэтов «Заозерной школы»: Жукова, Калашникова, Бондаревского, которые сложили здесь своими руками «Башню поэтов» и прославили древний город на весь мир. Чеснок показал собравшимся уникальную коллекцию фотографий, посвященную истории Танаиса, и рассказал много интересного. В честь его подвигов я прочел отрывки из поэмы «Чеснокиада», посвященной Чесноку и истории Танаиса. Сергей Маханьков сделал очень интересное сообщение о художниках, отразивших Танаис в живописи и графике, особо выделив творчество Владимира Буримова, в работах которого сочетается высокая художественность и историческая достоверность. Сам Сергей посвятил Танаису много работ и является автором замечательных портретов известных танаитов: Калашникова, Жукова, Чеснока.
Вспомнили и о ТиВи – Татьяне Викторовне Бабушкиной, отдавшей жизнь воспитанию детей из «плохих» семей, создателю клуба «ЭТО» («Эстетика. Творчество. Общение»). Замечательный педагог, она открывала перед детьми мир сказки, праздника, карнавала, и ее ученики сегодня несут эти искры любви дальше. ТиВи выезжала с детьми в горы и на море, часто проводила свои «детские лагеря» в Танаисе. Ее деятельность вызывала не меньшее раздражение, чем жизнь независимых поэтов. Алла Амелина рассказала о том, как с Садовой, 33, в «Комсомольскую правду» поступил заказ на разгром «Заозерной школы» и клуба «ЭТО», и главный редактор спасался тем, что ушел в запой, а другие редакторы срочно заболели свинкой.
Второй день конференции был отдан общению с московскими гостями. Сергей Чупринин рассказал о тех временах, когда он учился на филфаке РГУ, жил в общежитии на Турмалиновской. Тогда им был выпущен независимый поэтический альманах «Одуванчик». Можно представить себе, как были потрясены работники научной библиотеки РГУ, когда Сергей принес туда один из экземпляров, отпечатанных на машинке, чтобы его зарегистрировали в качестве печатного издания! Сергей Чупринин с благодарностью вспоминал о своих учителях: профессорах филфака Сергее Федоровиче Ширяеве и Георгии Сергеевиче Петелине, декане Якове Романовиче Симкине, создавшем литстудию, о поэте Леониде Григорьевиче Григорьяне. В его выступлении звучала ностальгия по временам, когда необходимым элементом общения с девушками было чтение стихов, а толстые журналы выходили огромными тиражами и были центрами объединения интеллигенции. Он призвал собравшихся возродить эту традицию, а начать с того, что оформить подписку на самый интеллигентный и независимый журнал «Знамя», главным редактором которого Сергей является с 1993 года. Он является также главой попечительского совета Общества поощрения русской поэзии и координатором премии «Поэт», учрежденной главой РАО ЕС Анатолием Чубайсом в 2005 году. Последним выступавшим был Олег Чухонцев – лауреат премии «Поэт» 2007 года, – который прочел свои стихи и поэмы.
Участники семинара были очень огорчены, когда звонок библиотеки возвестил о ее закрытии, и пришло время расставаться. Всем стало совершенно ясно, что поэтический авангард Ростова – это очень интересная страница культуры России и такие конференции нужно проводить чаще.

Фото Марии ЗАМАЕВСКОЙ

Оставьте комментарий