В минувшее воскресенье Россия отметила День Конституции. Главный документ о гражданских правах и свободах жители нашей страны знают в разной мере: кто-то в самых общих чертах, а кто-то наизусть цитирует статьи. Самой популярной из них оказалась статья о свободе слова: возможно, тему навевало общение с журналистом. Кстати, о журналистах. Государственная дума РФ озаботилась особым статусом тружеников пера и микрофона. Депутат Госдумы Александр Хинштейн по профессии журналист. Он пояснил, что появится дополнительный квалифицирующий признак, который позволит рассматривать покушения на жизнь и здоровье работников СМИ наряду с преступлениями против государственных деятелей.
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков выступил в СМИ: «Те, кто угрожает журналистам за их публикации, по сути дела, пытаются бороться не с отдельными частными лицами, а со свободой слова. Это посягательство на Конституцию, где черным по белому написано, что граждане имеют право на свободное получение информации. Даже такие мелочи, как угрозы журналистам, должны расследоваться. Но, как ни усиливай закон, многое будет зависеть от личного мужества журналиста. Кто-то подумает, что при любом законе «все равно могут грохнуть у подъезда», и махнет рукой, откажется от острых социальных тем. Как бы пафосно это ни звучало, журналистика становится профессией мужественных людей. Встает вопрос об обновлении журналистского корпуса. Не секрет, что в последнее десятилетие СМИ стали более послушны властям, финансово-промышленным группам, политическим партиям. С этим нельзя мириться, надо восстановить уважение к профессии журналиста».
А в опросе читателей в этот раз мы акцентировали внимание на теме: «Вы сталкивались с нарушением ваших конституционных прав? Нужно ли их отстаивать в законном порядке или такая затея бесперспективна?»
Алексей Кочубей, машиностроитель:
– Многих своих прав мы просто не знаем, соответственно, не подозреваем, что их нарушают. Те же «ручные проф-союзы», которые должны защищать наше конституционное право на труд, на самом деле поддерживают корыстные интересы недобросовестных работодателей. Право на труд ограничивается невозможностью годами устроить ребенка в детский сад. В России есть право на бесплатное общее образование. Однако в школах налицо поборы с родителей. В сфере коммунального обслуживания меня не устраивает несоответствие связки цена – качество: платим, как в Европе, а живем, как в Африке. Часто права граждан нарушает милиция, в том числе сотрудники ГИБДД. Свои права обязательно нужно отстаивать – категорично и смело!
Людмила Васильевна Аноприенко, пенсионер:
– Во-первых, нарушается мое право на социальную поддержку: рост пенсии заметно отстает от роста цен на товары и тарифы. О тарифах скажу во-вторых. Мой сын живет в многоэтажке, где воду отключают на неделю или больше, а на оплате коммунальных услуг это не отражается – требуют полную стоимость. Перерасчет производят только по заявлениям. А разве сами коммунальщики не знают, что отключали воду всему дому или кварталу? Почему бы не делать перерасчет автоматически в таких случаях? Телефон не работал два месяца, все его отремонтировать не могли, зато квитанции прислали – по полной! Отопление в том доме неважное, но платить за него надо большие деньги. С коммунальными платежами у нас – безобразие!
Кирилл Комлацкий, строитель:
– У меня, гражданина РФ, есть право на свободу передвижения. Но как-то раз неподалеку от нашего двора нас с приятелем задержали сотрудники милиции. Было так: около нас остановилась машина, вышли два милиционера и, не представившись, ничего не объяснив, заставили поехать в отдел. Там нас продержали часов пять. Затем дали на подпись протокол, в котором мы прочли, что нас задержали ошибочно, что перед задержанием сотрудники милиции представились, попросили предъявить документы и, заметив что-то в нас подозрительное, задержали до выяснения личностей. Не извинившись, нас отпустили. А протоколы мы подписали, как говорится, «во избежание». Учитывая сложившуюся в нашей стране ситуацию в милиции, куда-либо жаловаться бесполезно: или не произойдет ничего, или же вы сделаете себе хуже.
Александр Георгиевич Петренко, пенсионер:
– Мы якобы имеем право жить в человеческих условиях на муниципальной территории, имеем право на хорошую экологическую обстановку. На нашем участке дело обстоит так: мимо частных домов идет ливневая канава. Она должным образом не оборудована, сами копаем, но мы же не тракторы. Туда завод под шумок (во время дождей) незаконно сбрасывает промышленные отходы. Эта химическая смесь разливается на нашу грунтовку, на наши пешеходные дорожки – ни нормальной дороги, ни тротуаров не проложено, у городского хозяйства почему-то до нас десятилетиями не доходит очередь. Мимо наших домов, возле ворот, течет такая отрава, что у собак от той жижи шерсть клоками облезает! А у нас там дети гуляют…