Каждая улица города – это небольшая частица его истории. В нашем городе свыше 2500 улиц. Ростов создавался на протяжении более чем 260 лет, и каждый век оставлял память о себе, в том числе и в названиях городских улиц, которые выполняют роль ориентиров. По названиям улиц можно получить сведения о жизни города, понять, чем жили горожане в прошлом…
Колорит ростовских названий
Ростов, как известно, начинался от берега Дона. Первые улицы шли параллельно реке, они получили соответствующие названия. Первой улицей, как и сейчас, была Береговая. Выше неe – Донская, которая вначале называлась Староверской, потому что на ней располагалась старообрядческая часовня. Выше была улица Канкринская, названная так в 1836 году в честь графа Канкрина, хлопотавшего перед царeм об учреждении ростовской таможни. В 1935 году эта улица получает название Ульяновской. Правда, в честь кого из родственников Ульянова (Ленина), неясно, версии разные.
Следующей за улицей Канкринской шла улица Воронцовская, названная так в честь генерала Воронцова, много способствовавшего развитию пароходства и торговли в Ростове. В 1930 году в память 25-летия смерти Баумана улица стала носить имя выдающегося революционера.
Поднимемся выше от Дона. За Тургеневской находится улица Обороны, которая до 30-х годов называлась Рождественской, так как на нее выходила паперть собора Рождества Пресвятой Богородицы, перенесенного сюда в 1780 году.
Следующая улица носила название Почтовой. Это была одна из самых оживлeнных улиц, на которой находилась первая городская почтовая станция. Здесь всегда было людно. Скопление пассажиров и людей, просто пришедших узнать вести из других краeв, многочисленные почтовые и пассажирские кареты и возки придавали своеобразный колорит этой улице. Потом она называлась Старо-Почтовой, а с 1938 года – Станиславского. В начале XIX века эта улица была центральной город-ской.
Параллельно ей пролегла улица Московская, которая никогда не меняла своего названия и которая после застройки купеческими зданиями стала главной улицей города. Между Московской и Почтовой (Станиславского), переулками Та-ганрогским (пр. Будeнновским) и Николаевским (Семашко) расположились площади: административная – перед магистратом (дом Максимова), церковная – у собора и торговая – перед торговыми рядами.
Севернее Московской находится улица Темерницкая, названная так из-за пологого спуска к реке Темерник. Она несколько раз меняла название, но в настоящее время историческое имя улицы восстановлено. Выше неe находилась улица Казанская, название которой восходит к некогда расположенной здесь церкви Казанской Богородицы. Улица в 1936 году получила своe современное имя в честь писателя Серафимовича.
Улица, расположенная севернее, имела название Никольской (на ней располагалась церковь Николая, которая, кстати сказать, была одной из старейших церквей Ростова). В настоящее время эта улица называется Социалистической. Затем следовала Дмитриевская – по ней проходила дорога к крепости Дмитрия Ростовского. Потом в память 15-летия гибели видного деятеля коммунистической партии Степана Шаумяна эту улицу назвали его именем.
Царица ростовских улиц
Вот мы и добрались до Большой Садовой. Впервые на планах города она появилась в 1781 году и 30 лет просуществовала без названия. Только в 1811 году улица получила свое первое имя – Загородная. В те времена нынешняя главная ростовская улица была не в почете: находилась на окраине города и пребывала в запустении. Домов здесь стояло немного, да и вообще порядочный горожанин жить здесь в те времена не стал бы. От бесславной судьбы будущую царицу ростовских улиц спас заезжий генерал-губернатор Ланжерон. Ростов он посетил в 40-е годы XIX века и попенял на то, что маловато в Ростове зеленых насаждений. Чиновники тут же бросились исправлять это упущение. Так и появились по нечетной стороне улицы Загородной густые сады, что впоследствии и обусловило наименование Большой Садовой. Вслед за садами появились здесь и городские бойни, и дом престарелых, и тюрьма, и конный рынок, а дальше простиралась необозримая степь. За Садовой улицей стали ставить кузницы. Так появилась улица Кузнецкая (в 1885 году в память великого поэта ее назвали Пушкинской).
Севернее Кузнецкой была застроена улица Сенная, которая называлась так из-за размещения здесь сенных складов. Вскоре эту улицу переименовали в Тургеневскую – и разразился всероссийский скандал, так как городская дума незадолго перед тем перевела сюда многочисленные дома терпимости и кабаки, что никоим образом не гармонировало с тургеневскими персонажами. В 1896 году улицу вновь переименовали в Сенную, а Тургеневской стала улица Полицейская, и это, кстати, тоже вызвало недовольство общественности. В 1913 году, в связи с 300-летием царского дома Романовых, Сенную переименовали в Романовскую, которая называлась так до 1917 года. Когда же свергли царя, улица снова стала Сенной. В 1936 году она получила имя писателя Максима Горького.
На старых планах Ростова крайней была улица Степная, которую в 1885 году переименовали в Скобелевскую – в честь генерала Скобелева, участника русско-турецкой войны. С окончанием Гражданской войны на Дону улицу переименовали в Красноармейскую.
Кто такая МОПРА?
В прошлом названия городских улиц соответствовали названиям либо важных зданий, либо природных объектов.
В Ростове 1905 года, например, была и Почтовая улица, и Думский проезд, и Соборный переулок – их названия связаны с определенными зданиями. Нагорная, Береговая, Луговая говорят сами за себя, и, значит, были в Ростове начала прошлого века даже луга! А вот «именных» улиц, вроде Пушкинской, Воронцовской, Потемкинской, было немного. До сегодняшнего дня «дожили» только классики: Лермонтов, Толстой, Грибоедов, Державин, чьи имена улицы носят еще с дореволюционных времен.
Всe изменилось после 1917 года. С приходом советской власти пошла первая волна переименований. В названиях улиц увековечивались имена революционеров и героика Гражданской войны. Так, Суворовская стала улицей Тельмана, Никольский переулок– Халтуринским, а Скобелевская – Красноармейской. Появились в Росто-ве улицы с революционными наименованиями: Моировская, Кимовская, Ликбезовская, Крайсофпрофовская, переулки Боковский, Подпольный, Пронский и даже тупик ОГПу! Спросите у нынешнего поколения, что означают данные наименования, – увидите удивлeнные лица!
Есть в Железнодорожном районе нашего города улица МОПРА. Что вообще значит МОПРА и откуда пошло это похожее на ругательство слово? Всегда, когда слышала это название, задавалась вопросом: «Кто такая эта МОПРА?». Вслух спросить было неловко: вдруг сочтут невеждой. Считала, что это фамилия какой-нибудь подпольной революционерки. Покопавшись в справочниках, я наконец узнала, что это не имя собственное и не какое-нибудь ругательное, а аббревиатура названия организации – Международная организация помощи революции. Или, скажем, есть в Ленинском районе города «календарные» улицы: имени 12 декабря,
12 февраля, 26 июня… Но какие события в жизни СССР они увековечивают? На этот вопрос могут ответить, пожалуй, лишь глубокие старики.
Есть еще у нас в городе улица, носящая мало что говорящее современным молодым людям название – Смычки. Что такое смычка, откуда она взялась? Из толкового словаря узнаем, что это «место, где что-нибудь смыкается». Интересно, что сто лет назад смыкалось в этом месте Ростова? Никто уже не помнит. Но тем не менее современному новому жилому комплексу в наследство досталось это таинственное название.
Многие ростовские улицы носят имена людей достойных: писателей, учeных, художников, героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, их фамилии ни о чем не говорят даже тем ростовчанам, которые живут на этих улицах… Спросите, кто такой Бауман, – не знают! Или, например, улица Грамши, которых в Ростове две – 1-я и 2-я. Оказывается, названы они так в честь Антонио Грамши, итальянского политического деятеля, члена итальянской коммунистической партии, погибшего в 1938 году.
Сказать, почему улицу назвали именем такого-то человека, сложно. Например, улица Клары Цеткин. При чем тут Клара Цеткин, которая даже никогда не была в Ростове?! Вот захотелось так назвать – и назвали.
Несколько улиц носят имена ополченцев, героев-подпольщиков, которые боролись с оккупантами в тылу врага. Но ведь на этом всe и заканчивается: немногим известно, кто стоит за названиями на табличках, какие героические поступки совершили эти люди. А некоторые «именные» улицы посвящены… неизвестно кому. Улица Сурикова, например. Какому из Суриковых она посвящена? Поэту Ивану Сурикову, тому самому, который написал щемящие строки «…в той степи глухой замерзал ямщик…»? Или художнику Василию Сурикову, автору известных картин «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»?
То же и с улицей Нестерова. Нестеровых, оставивших в отечест-венной истории яркий след, тоже двое. Один – живописец, другой – летчик, погибший в Первую мировую войну, первым выполнивший фигуру высшего пилотажа, известную и по сей день как «петля Нестерова».
Жаль, что на ростовских улицах нет табличек, которые бы упоминали и старое, и новое их название и содержали бы краткую информацию о том, какой выдающейся личности обязана улица своим названием.
Фото Николая Харченко
и из архива редакции