В Ростове-на-Дону по адресу 20-я линия, 33–39, в зоне частной застройки, ведется строительство элитного многоэтажного дома. Работы выполняет проектно-строительное предприятие ООО «РемСтройМонтаж» – «гарантия законности и качества». Не знаем насчет качества (вполне вероятно, оно сильно хромает), но, что касается законности, «РемСтройМонтаж», скорее, олицетворение обратного. Подложный градплан, невнятные экспертизы, невыполнение решений суда, в конце концов, – вот как строят дом в Нахичевани. Соседние дома при этом плавно съезжают в котлован, а их собственники боятся за свои жизни.
План по уничтожению
«В 2005-м, кажется, году, – вспоминают жители ближайших к стройке домов, – кусочек земли внутри участка, ограниченного 20-й и 22-й линиями и улицами Ченцова и Налбандяна, выкупили. Всего – 15,4 сотки. После этого покупатели пожелали приобрести участок одного нашего соседа. Пожилой человек не хотел продавать свои восемь соток, но, видно, ему сказали: «Либо ты продашь по-хорошему, либо тебя отсюда все равно уберут». Может, старика запугали, а может, уговорили. Так или иначе, в распоряжении нового собственника оказалось около 23,4 сотки земли».
По документам первоначальный землепользователь и застройщик – некий Будагян Айказ Рачикович. Именно ему в 2005-м комитет по архитектуре и градостроительству города выдал архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на разработку проекта на застройку квартала, тех самых 15,4 сотки. Однако в 2006 году собственником уже объединенного участка (причем не 23,4, а 24,4 сотки) становится ООО «РемСтройМонтаж», которому постановлением мэра (!) города Михаила Чернышева разрешается вести строительство на участ-ке… со ссылкой на прежнее АПЗ. Срок действия АПЗ – один год со дня его выдачи. «При непредставлении проекта на получение разрешения на строительство в течение указанного срока действия АПЗ его действие прекращается…». Но проекта в то время быть не могло, ведь речь шла о совершенно другом участке! Либо «РемСтройМонтаж» ввел мэра в заблуждение, либо… «Главе города это было на руку!» – уверены жители окрестных домов.
Ну, а дальше – как по накатанному. В 2006 году ООО «РемСтройМонтаж» представляет в городской комитет по архитектуре и градостроительству схему для строительства на своем участке двух многоэтажных домов и просит выдать разрешение на строительство. Небольшая деталь: в документах проходит 24,4 сотки, а схема представлена на совершенно иную площадь. Поначалу добросовестный директор департамента архитектуры и градостроительства города Шумеев в выдаче разрешения отказывает, ссылаясь на многочисленные нарушения Градостроительного кодекса: несоответствие координат отвода земельного участка на чертежах координатам градостроительного плана земельного участка; размещение объекта строительства «за границами мест допустимого размещения зданий и сооружений», отсутствие показателей этажности и количества квартир в документах, представление техусловий служб города только на подключение одного дома, а не двух, которые собирается строить собственник. «Мы пойдем иным путем!» – смекнули в «РемСтройМонтаже», и буквально через месяц первый заместитель директора департамента архитектуры Ча-муха дает разрешение на строительство. На те же самые два многоэтажных дома на тех же самых 24,4 сотки, но… согласно совершенно другой схеме!
То, что схема эта нарушает все мыслимые нормы и правила застройки, видно невооруженным глазом. Причем не только строителю или архитектору – любому. Частные дома, находящиеся сейчас на 20-й и 22-й линиях, просто вымараны. На схеме их нет. Такой вот градостроительный план. План по уничтожению.
Почва уходит из-под ног
Остановка общественного транспорта рядом с пересечением улиц Ченцова и 20-я линия. Напротив остановки – стройка. На первый взгляд, ничего противозаконного, но хорошо рассмотреть нельзя, потому что строительство идет внутри квартала. Работа кипит, да так, что дома, стоящие по периметру, трясутся и медленно, но уверенно сползают в котлован.
Котлован начинается сразу за домами. Одна из жительниц, Ирина Асланова, то и дело предостерегает: «Ради бога, аккуратно, не провалитесь!». От задней стены ее дома до фундамента будущей новостройки не более полуметра. «Пропасть» отделена от участка хрупким заборчиком, одно неосторожное движение, и можно провалиться. Но это, как выясняется дальше, «мелочи». Дом Аслановой, как и соседние дома, «едет». Почва заметно подвинулась, в стенах трещины шириной с большой палец. И это не все. В нескольких сантиметрах от места непосредственных строительных работ проходит газовая труба. Ирина говорит, что однажды уже был прецедент: строители зацепили трубу. Чудом обошлось без трагических последствий, а ведь здесь живут и пожилые, и дети…
«Мы у себя дома словно в гетто! – восклицает Ирина. – Нас бесцеремонно пытаются выжить! Строят элитные дома, 53 квартиры, с подземными парковками. Вот здесь, – показывает на схеме участок, вплотную подходящий к частным домам, – будет въезд на стоянку. Людей заживо муруют и делают газовую камеру!».
Находиться в доме попросту опасно. Вследствие постоянной тряски (из-за тяжелой техники и немалого объекта строительства колеблется почва) недавно отремонтированные и даже совсем новенькие помещения «разъезжаются». «На День города, – рассказывает соседка Ирины Елена Скляр, – сюда прикатили «бетономешалки», людям сказали, что если не залить бетон в определенный срок, то предприятие потерпит многомиллионные убытки. А кто оплатит убытки нам за испорченные дома, ремонт и нервы?».
Генеральный директор ООО «Рем-СтройМонтаж» Али Джабраилов постоянно подчеркивает, что их организация не просто самая надежная, но и действует исключительно «по букве закона». Вот, например, выдержка из рекламы себя любимых. «То, что мы работаем исключительно в рамках закона, – подчеркивает генеральный директор ООО «РемСтройМонтаж» Али Джабраилов, – создает нашу репутацию». Строительная компания почему-то акцентирует внимание не на качестве выполнения работ и своем профессионализме, а на законности деятельности. Что ж, на воре и шапка горит.
Чтобы не быть голословными, приведем заключение главного управления МЧС России по Ростовской области. По адресу строительства установлено следующее: «1. Не обеспечено противопожарное расстояние от строящегося многоквартирного жилого дома до существующего индивидуального жилого дома (специально для администрации Пролетарского района, мнящей себя умнее экспертов, публикуем СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» – 15 метров); 2. Не обеспечено нормативное расстояние от выезда (въезда) из подземной автостоянки до существующего индивидуального жилого дома; 3. Не обеспечено нормативное противопожарное расстояние от проектируемой открытой автостоянки до зданий и сооружений домовладения по ул. 20-я линия;
4. Строительные вагончики размещены на расстоянии 1–1,5 м от существующих жилых домов… (должны располагаться на расстоянии не ме-нее 15 м)».
По букве беззакония
«Когда господин Джабраилов разрыл этот котлован чуть ли не под нашими домами, мы вызвали Стройнадзор, – говорит Елена Скляр. – Из Стройнадзора пришли люди, подтвердили нарушения и приняли меры. Оштрафовали застройщика. Но стройка как шла, так и идет».
«Куда мы только ни пытались обращаться! – подхватывает слова Елены Ирина – И в департамент по архитектуре, и в прокуратуру. Все нас направляют, извините, на три буквы: в суд. У меня вопрос: зачем тогда все эти чиновники занимают свои места? Зачем мы их кормим?».
Отчаявшиеся жители в октябре 2010 года обратились с коллективным ходатайством о приостановлении действия разрешения на строительство в Ленинский районный суд. Суд ходатайство удовлетворил, и строительство должно было быть приостановлено. Решение было обжаловано несколько раз, но, в конце концов, 25 марта 2011 года суд признал действительным первоначальное решение о приостановлении строительства. Стоит ли говорить, что стройка продолжается? Незаконно! Просим обратить на это особое внимание всех желающих так или иначе сотрудничать с «РемСтройМонтажем». По свидетельству жильцов, директор предприятия господин Джабраилов стройку сворачивать и не думает, зато грозится «снести все «гнидники», то есть дома, в которых живут люди. После такого нет-нет, да и задумаешься: если человек в обход закона и всех инстанций продолжает свою деятельность, несмотря на решение суда, то за ним что-то или кто-то стоит.
Фото предоставлено жителями