Молодой сельский парень решил построить дом. Местные власти выделили ему для этого клочок сельской земли. Пройдя все формальности и получив в учреждении юстиции свидетельство на право собственности, молодой человек рьяно принялся за строительство. И вдруг оказывается, что участок, на котором он собирается возводить свое жилище, принадлежит вовсе не ему. У «истинного» же владельца земли совершенно иные планы.
Эта история произошла с Андреем Моцарем девять лет назад в селе Весело-Вознесенка Ростовской области. Тогда парень даже предположить не мог, что его вполне естественное желание построить дом обернется годами судебных тяжб.
А как он мог что-либо подозревать? Ведь злосчастный участок из категории «земли поселения» предложил Моцарю глава Весело-Вознесенки Виктор Соколов. Когда-то на этой территории располагалась пилорама, склад, мастерская, принадлежащие ТОО «Родина». Со временем ТОО не стало, все по-стройки пришли в негодность, земля – в запустение. Потом на этом месте и вовсе разрослась свалка. Надо думать, что, предлагая такие «угодья» под строительство жилья, глава поселения рассчитывал убить нескольких зайцев сразу. И земля не простаивает, и ненужные постройки исчезнут, и свалки не будет…
Андрей Моцарь согласился, прошел все положенные для оформления земли процедуры и принялся приводить участок в порядок. Вдруг Моцарь получил определение районного суда. Так Андрей узнал, что он не собственник своей земли… Оказалось, объявился владелец дышащих на ладан сооружений, некий Евгений Кушнаренко. Земля под строениями ему тоже приглянулась, поэтому и на нее свое право он четко обозначает. Правда, без всяких документов, есть у него разве что мировое соглашение с администрацией района. Но оно признает лишь собственность на строения – не на землю! В юстиции же лишь на основании мирового соглашения погашается запись о праве собственности на землю Андрея Моцаря.
Удивлению и возмущению молодого человека не было предела. «Я к тому времени, – рассказывает Моцарь, – привел участок в порядок, разбил сад и огород, затратив при этом немалые средства. Да и глава сельской администрации сам просил взять именно эту землю. Он убеждал меня, что строения бывшей пилорамы купил Борис Кривуца как стройматериалы и вскоре разберет их». Договор купли-продажи строений между ТОО «Родина» и Кривуца Андрей видел.
Глава Весело-Вознесенки Виктор Соколов подал ходатайство в суд. И о чем бы вы думали, ходатайствует Виктор Соколов? Он признает, что неправильно произвел передачу участка Андрею Моцарю, и поясняет, что… ввел в заблуждение земельный комитет, БТИ и другие организации. Земли, мол, были «несвободные». Участок следовало бы отдать собственнику строений пилорамы – именно он является первым на право получение земли. Называет Соколов уже другого собственника – Евгения Кушнаренко, а не того, о котором говорил Андрею.
А вот у Арбитражного суда на тот момент были другие данные: строения принадлежат Борису Кривуца, и никакого землеотвода при продаже этих полуразрушенных строений не проводилось. Да и учреждение юстиции, оформляя право собственности Андрею Моцарю, разве могло выдать свидетельство на «несвободные земли»?
Как бы там ни было, но новый собственник землю быстренько продал. Многочисленные судебные тяжбы лишь требуют затрат и забирают здоровье. Андрей же остался ни с чем. Впрочем, остался документ на право собственности, которое, кстати, никто не отменял. Решения суда, во всяком случае, на этот счет не было. Но что толку, если на деле Андрей этим правом воспользоваться не может? По чьей вине? Когда-то на этот вопрос попытался ответить юрист районной администрации Игорь Беляев. По его мнению, виноват глава поселения Виктор Соколов, но он уже не является главой, и… с него спросу нет. Тем не менее судебные тяжбы длятся до сих пор. Теперь в них участвуют и родители Моцаря. Сам Андрей уже не слишком-то верит в торжество справедливости.