Путешествие из Ростова в Москву: в поисках правды-матушки

Ростовчан, решившихся на эту поездку в двадцатиградусный мороз, от столицы отделяли не только 1109 километров, но и опасность новой провокации. Пришлось пойти на почти конспиративные меры: перемещались небольшими группами и разными видами транспорта, не обсуждали подробности акции по телефону. Все это – для того, чтоб привлечь внимание уже столичной общественности к уголовному преследованию главного редактора газеты «Уполномочен заявить» Александра Толмачева.
Не встретив никакой поддержки на Дону, активисты-общественники Ростова и области решили отправиться в столицу. В самом деле, если местное ГУВД утверждает, что пятьдесят человек – участников предыдущей, сорванной поездки – продержали на трассе всего четыре часа, а не двенадцать, если руководитель регионального отделения Союза журналистов России Вера Южанская не проявляет никакого интереса к задержанию Толмачева, что еще остается?
Участников поездки собирали, что называется, «всем миром»: кто-то принес термос, кто-то – теплую одежду, кто-то просто поддержал добрыми словами и полезными напутствиями. Подготовленные папки с обращениями, жалобами адвокатов, резолюцией митинга в Новочеркасске, 1309 подписями жителей Ростова и области в поддержку Александра Толмачева упаковали в компактный чемодан.
За окном поезда всю дорогу нас сопровождал классический русский пейзаж: бескрайние заснеженные поля. Вспомнилось стихотворение Георгия Иванова: 
Россия счастие. Россия свет.
А, может быть, России вовсе нет.
<···>
И нет ни Петербурга, ни Кремля –
Одни снега, снега, поля, поля…
Однако увидеть Кремль, несмотря на его кажущуюся нереальность, мы все-таки надеялись,  тем более что ехали, как под охраной – нашими соседями оказалась команда Ростовской области по греко-римской борьбе. Ребята, среди которых были многократные призеры и чемпионы России, собрались в столицу на международный турнир имени Гуревича. Им предстояло сразиться с лучшими спортсменами России и Европы, а в дороге мы предложили им почитать газету «Уполномочен заявить» и узнать, какие бои ведет наша пресса. Борцы откликнулись с интересом.

Дом последней надежды

Моими спутницами были активные подруги и соратницы редакции, ростовчанки-казачки, которые, как говорится, коня на скаку остановят. Почему им дома не сиделось-то? Спросила об этом напрямую. Мне ответила одна из активисток: «На поездку меня подвиг беспредел, царящий в Ростовской области, как в Общественной приемной президента, так и в Приемной губернатора, в Следственном комитете, в судах. Я одна из тех, кто ездил на санкционированный митинг в Москву, когда нас незаконно задержали. Мы обращались во все инстанции, давали телеграмму президенту. С полученными ответами не согласны. Мы написали заявление, в котором просили губернатора Ростовской области или нас принять, или письменно мотивированно отказать в приеме. До сего дня ответа не получили. А из администрации области и ГУВД нам дали ответ, что в действиях сотрудников ДПС и ГУВД нарушений не выявлено. Я считаю, что изолировать редактора Толмачева – лишить всех жителей Ростовской области права голоса. Мы хотим обратить внимание на то, что творится в нашем регионе: суды выносят неправосудные решения, чиновники бездействуют, полиция возбуждает уголовные дела по надуманным обвинениям.
4 февраля на Болотной площади соберутся люди, которые хотят жить по закону, этого хотим и мы».
Примерно в том же ключе высказалась и другая участница поездки, коренная ростовчанка, 34 года прослужившая в МВД: «Я лично столкнулась с правовым беспределом, царящим в ОВД, прокуратуре и судах. Сама подверглась незаконному осуждению, незаконному возбуждению уголовных дел и по этому вопросу неоднократно обращалась в администрацию президента, приемную Единой России, Совет федерации. Все мои заявления спускались в область, потом в район. В 2010 году мне стало известно, что Александр Толмачев возглавляет газету «Уполномочен заявить». Его я знаю как военного корреспондента с конца 80-х годов, знаю как честного, порядочного и принципиального офицера. Я обратила внимание на то, что в каждом номере его издания красной нитью проходит борьба с коррупцией в Ростове и области. В «Уполномочен заявить» я встретила таких же людей, как я, которые редакцию газеты называли «домом последней надежды». Этой надежды нас пытаются лишить: вместо того, чтобы разобраться в проблемах, которые поднимал Толмачев, его кинули за решетку. Мы хотим обратить внимание на ситуацию в Ростовской области и надеемся на результат».
Наш разговор привлек внимание идущего в курилку пассажира. Он остановился, покачал головой и сказал: «Что, едете за правдой-матушкой? Вся система насквозь прогнила. Многие люди, работающие в судах, уверены, что они могут позволить себе все, и им за это ничего не будет. Но коллективом можно чего-то добиться. Чиновники напуганы событиями в Москве, они боятся искры, потому что из нее может разгореться пламя».

Московский марш-бросок

Несмотря на то, что времени было немного, мы успели обойти несколько учреждений. Еще раз убедилась в том, что беспредел, с которым мы боремся в Ростовской области, явление не уникальное, этой болезнью поражена вся страна. В холлах, вестибюлях, залах ожидания мы встречали людей из Орловской области, Краснодарского края, Забайкалья, Подмосковья… и у всех проблемы сходные с проблемами жителей Ростовской  области. У одних отбирают земельный участок, потому что когда-то его не внесли в похозяйственную книгу. У других убили сыновей, а наказание убийцы так и не понесли. У третьих проблемы с водоснабжением и они вынуждены пить дождевую воду. И всюду этот ропот, день ото дня становящийся все громче: «Не пробуждайте в народе классовых инстинктов».
Что касается отношения к нам в целом, приходится признать: в Москве оно более человечное, чем в Ростове. Неизменное впечатление производили собранные 1309 подписей в поддержку Александра Михайловича. Многие выслушали нас как минимум с интересом и сочувствием, обещали помочь.Мы встретились с правозащитниками и профессиональным журналистским сообществом. В правозащитной организации «Московская Хельсинкская группа» исполнительный директор Нина Таганкина предложила адвокатам Александра Михайловича сформулировать, в чем именно нарушены права Толмачева и чем как общественная организация они могут помочь. А помочь есть чем, ведь миссия «Московской Хельсинкской группы» – содействие соблюдению прав человека и построению демократии в России.
В Союзе журналистов Российской Федерации мы побеседовали с юрисконсультом, которая обратила внимание на то, что давно общественность так активно никого не отстаивала, не защищала. «Тот факт, что вы до нас доехали, уже о многом говорит». Мы составили перечень того, чем, по нашему мнению, Союз журналистов РФ может помочь Александру Михайловичу, и передали его юрисконсульту.
В Фонде защиты гласности – организации, которая занимается защитой прав журналистов и СМИ – мы встретились с руководителем службы мониторинга Борисом Тимошенко. Об уголовном преследовании Толмачева здесь уже наслышаны. «По моему мнению, дело заказное, – прокомментировал Борис Тимошенко. – Дело Толмачева фигурирует в международной базе, о нем уже достаточно широко известно».
Фото автора

Оставьте комментарий