Цензура в России, как известно, запрещена Конституцией. Но порой создается впечатление, что для наших правоохранителей Основной закон не писан: они серьезно относятся лишь к требованиям начальства! Прикажет иной начальник арестовать какого-нибудь «смутьяна» – будьте уверены, полицейские непременно это «организуют». Уголовные дела, возбужденные в последнее время в отношении «инакомыслящих» (в том числе и редактора нашего издания Александра Толмачева), тому подтверждение.
К примеру, не так давно в СМИ прошло сообщение, что прокуратура завела уголовное дело на независимого журналиста, бывшего корреспондента «Новой газеты» Аркадия Бабченко, по статье «Призыв к массовым беспорядкам». В вину Бабченко ставится запись в блоге о возможной тактике оппозиции на митинге 5 марта 2012 года. Поводом к возбуждению дела стал запрос, который подали депутат Госдумы от «Единой России» Илья Костунов и брат главы Росмолодежи, член Общественной палаты Борис Якеменко. Костунов ранее направил в правоохранительные органы несколько запросов об актикоррупционных проектах оппозиционера Алексея Навального. Правозащитники называют дело прецедентом в противостоянии власти и оппозиции о допустимых методах политической борьбы. Как нам стало известно, проверкой фактов занимается отдел прокуратуры по борьбе с экстремизмом, который намерен в ходе расследования проверить, не содержатся ли в этой записи «признаки составов иных преступлений». Кстати, уголовное дело в отношении Александра Толмачева было возбуждено также «с подачи» сотрудника Центра по борьбе с экстремизмом ГУ МВД РФ по Ростовской области (надо же, такое совпадение!) майора полиции Ищенко.
В чем же «состав преступления» независимого журналиста Аркадия Бабченко? В своем блоге он написал о возможных действиях оппозиции во время уличных акций 5 марта. В качестве возможного сценария он называет несанкционированную акцию в районе Лубянской площади или любой другой площади в центре Москвы и размещение там палаточного лагеря. Для прорыва полицейского кордона Бабченко предлагал использовать снегоуборочную машину, а также «закупить несколько сотен шлемов и щитов для занятия и удержания плацдарма уже на самой площади». Сам Бабченко узнал о том, что против него заведено уголовное дело, из сообщения в прессе. «В нашей стране если на порядочного человека не заведено уголовного дела, это в какой-то степени моветон. Уже давно известно, что в России любого человека могут посадить. Содержащиеся, якобы, в моем посте «призывы к массовым беспорядкам» – это попросту ложь. А поведение Якеменко походит на обычное доносительство», – сообщил Бабченко.
Почему же такое происходит? Вот мнение главы правозащитной ассоциации «Агора» Павла Чикова: «Дело станет прецедентом, определяющим всю дальнейшую общественно-политическую ситуацию в стране. Это сигнал всем протестующим: с ленточками можете ходить сколько угодно, но если рыпнетесь, увидите настоящий оскал власти». По его словам, оппозиции придется доказывать права на более решительные действия. «Я прогнозирую большую битву лингвистов. С одной стороны, будут эксперты со стороны полиции, с другой – академические лингвисты», – полагает Чиков и добавляет, что «Агора» готова защищать Бабченко.
Эксперты считают, что решение прокуратуры о возбуждении против Бабченко уголовного дела за запись в блоге стало первым делом против блогера-журналиста, но далеко не первым делом против блогеров в России. По их мнению, самым известным было дело блогера из Сыктывкара Саввы Терентьева, который в своем ЖЖ написал о возможности «сжигать неверных ментов». В итоге он был признан виновным по ст. 282 УК РФ за разжигание ненависти к сотрудникам правоохранительных органов и приговорен к году заключения условно. Реальный срок за запись в блоге получил Ирек Муртазин, бывший пресс-секретарь президента Татарстана Минтемира Шаймиева, который сообщил о смерти Шаймиева. Муртазин был признан виновным по обвинению в клевете и разжигании ненависти к социальной группе и приговорен к одному году и 9 месяцам заключения в колонии-поселении.
На минувшей неделе организация «Репортеры без границ» в своем ежегодном отчете дала России статус «страны под наблюдением», из-за того, что, по ее мнению, российские власти периодически нарушают права блогеров на свободу высказываний в сети. Под «неусыпным наблюдением» продолжает находиться и главный редактор газеты «Уполномочен заявить» Александр Толмачев. В госпитальной палате, где Александр Михайлович проходит курс послеоперационной реабилитации, его охраняют (как опасного вора-рецидивиста или маньяка-убийцу) аж пятеро охранников. Жаль, что в палату не разрешили запустить служебную собаку, в сопровождении которой охранники доставили Толмачева в госпиталь.
Между тем в России под тенью «цензурного древа» свободно растет такая опасная болезнь, как коррупция. К сожалению, правоохранители пока ведут борьбу не с коррупционерами, а с теми, кто проявляет гражданскую позицию, открыто говорит о язвах нашего общества, борется с теми, кто не хочет жить по закону.