ПРЕСТУПНАЯ ВОЛОКИТА

   В газете «Уполномочен заявить» (№ 1 (1) от 20 октября 2010 г.) мы рассказали о том, как инвалид второй группы Андрей Касьянов из-за преступной волокиты следователей и дознавателей, а также неправомерных действий судебных приставов потерял дорогостоящий автомобиль и трехкомнатную квартиру в центре Ростова-на-Дону.

Ростовчанин обратился с жалобой в Страсбургский суд, где дело приняли к рассмотрению. Если Касьянов его выиграет (а он его, скорее всего, выиграет), все материальные издержки будут оплачены из казны Российской Федерации. Помимо этого, наше государство выплатит огромные штрафы за нарушение Конвенции. Как же такое могло случиться?

   Квартирный аферист
    В апреле 1999 года Андрей Касьянов приобрел у Сергея Ринкевича трехкомнатную квартиру в пятиэтажном кирпичном доме в центральной части Ростова-на-Дону. В договоре купли-продажи, составленном у нотариуса, записано: «Согласно данных жилищных органов г. Ростова-на-Дону в отчуждаемой квартире никто не зарегистрирован и не проживает. Лиц, сохраняющих право на проживание на указанной жилой площади, нет. Продавец обязуется освободить квартиру в течение 10 (десяти) дней со дня подписания настоящего договора». Но, как говорится, гладко было на бумаге…
    За эту квартиру Ринкевич получил от Касьянова в общей сложности 160 тысяч рублей и две тысячи долларов США, плюс автомобиль «Исузу Трупер» стоимостью около 10 тысяч долларов США. «По простоте душевной, – сетует Андрей, – всю сумму и внедорожник я отдал Ринкевичу еще до оформления договора. Деньги ему потребовались, чтобы внести залог за квартиру в Кулешовке Азовского района Ростовской области, которую он собирался купить. Я человеку доверял: думал, ну куда он денется? А оно вон как обернулось! В эту трехкомнатную квартиру в Кулешовке Ринкевич и переехал с семьей. А вот ключи от проданной квартиры он мне так и не отдал – ни в течение 10 дней, как мы условились при сделке, ни позже».
   Несмотря на это, Андрей все-таки прописался в новой квартире. Через некоторое время Касьянов напал и на след афериста, потребовав: «Отдай мне ключи от квартиры». «Знаешь, – отводя глаза в сторону, сказал Ринкевич, – мне не нравится, как работает твой внедорожник. Отремонтируй его, тогда я отдам тебе ключи от квартиры». И опять Андрей пошел на поводу у квартирного афериста. После того как автомобиль был отремонтирован (хотя Ринкевич изначально забрал его у Касьянова в счет оплаты за жилье в исправном состоянии), Андрей отогнал внедорожник во двор дома, где проживали его родители, и позвонил Ринкевичу. Во второй половине дня тот приехал за машиной с группой лиц. Но вместо того, чтобы отдать Касьянову ключи от квартиры, дружки афериста жестоко избили Андрея, после чего он с сотрясением головного мозга попал в больницу. Это случилось 17 сентября 2001 года. Данный факт был зафиксирован в Ленинском ОВД города Ростова-на-Дону.
   Кто ищет, тот всегда найдет!
    Проверить факты, изложенные в заявлении Касьянова, поручили дознавателю старшему лейтенанту юстиции Савельевой, которая отнеслась к этому спустя рукава. «Я до сих пор не могу понять, – удивляется Касьянов, – почему по явному факту преступления милиция так и не возбудила уголовное дело?». Тогда Касьянов попытался самостоятельно отыскать Ринкевича, который все время от него скрывался. В феврале 2003 года Андрей случайно наткнулся на свой внедорожник (кто ищет, тот всегда найдет!) – правда, он находился на автостоянке с другими номерами. Касьянов сообщил об этом в милицию. Оперативники, по словам Андрея, сработали безупречно – опросили свидетелей, выяснили, кто владелец машины и т.д. Но автомобиль, как вещественное доказательство, они изъять не смогли, так как дознаватель Савельева по-прежнему не возбуждала уголовное дело. И эта преступная милицейская волокита продлилась целых три года! 29 сентября 2004 года Савельева выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям п. 2. ч. 1 ст. 24 УПК РФ – «отсутствие в деянии состава преступления».
    Это постановление Касьянов обжаловал в прокуратуре Ростовской области. В октябре 2004 года прокурор Ленинского района города Ростова отменил его как незаконное и возбудил уголовное дело в отношении Ринкевича по ч. 2 ст. 330 УК РФ – «Самоуправство». Производство предварительного расследования было поручено СО при Ленинском РОВД г. Ростова-на-Дону. На этот раз за дело взялась следователь старший лейтенант юстиции Игнатьева, которая, как и Савельева, спустила дело на тормозах. Однако Касьянов регулярно приходил в милицию, напоминая о пропавшей машине. 21 ноября 2004 года в своем ходатайстве следователю он заявил, что ему причинен материальный и моральный ущерб на сумму 800 тысяч рублей. 15 марта 2005 года (через полгода!) Игнатьева наконец-то вынесла постановление о признании Андрея Касьянова потерпевшим по уголовному делу.
   Между тем Ринкевич, не желая расставаться с жильем, подает на Касьянова в суд. В исковом заявлении он пишет, что при продаже квартиры были ущемлены права его детей. «Хотя в Кулешовке за мои деньги он купил квартиру, жилая площадь которой была ничуть не меньше, чем в той, что он продал мне, – рассказывает Андрей Касьянов. – Поэтому суд вынес решение в мою пользу, признав договор купли-продажи законным». Ринкевича это, естественно, не устроило, и он подает на Андрея новый иск, в котором указывает, что Касьянов якобы не выполнил условия договора по передаче автомобиля «Исузу Трупер». Внесем в этот вопрос некоторую ясность. По словам Касьянова, он был хозяином иномарки де-факто (то есть владел автомобилем по доверенности), а де-юре являлся совсем другой человек. Когда машина перешла к Ринкевичу, то срок доверенности, выданной Касьянову формальным собственником машины, заканчивался, поэтому Андрей предложил Ринкевичу съездить к старому хозяину машины и продлить у него срок доверенности. Но Ринкевич все тянул время. А потом (когда вместе с дружками избил Касьянова и угнал автомобиль) и вовсе не стал утруждать себя поездкой к прежнему владельцу внедорожника, а подделал на доверенности его подпись, снял машину с учета и продал ее в третьи руки.
Война на «бумажном фронте»
  Касьянов бился за свои попранные права целых десять лет. Его неоднократные ходатайства о наложении ареста на автомобиль вплоть до 2005 года вообще не рассматривались. И только в феврале 2006 года постановлением Ленинского районного суда действия следователя Игнатьевой были признаны незаконными и необоснованными. Суд обязал устранить допущенное нарушение. В марте 2006 года Игнатьева вынуждена была вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество гражданина Б., однако к тому времени внедорожник уже находился у добросовестного приобретателя, и в удовлетворении ходатайства следователю было отказано.
   Прошло еще пять лет войны на «бумажном фронте», после чего забрезжил свет в конце тоннеля. 23 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда по кассационной жалобе Андрея Касьянова вынесла частное определение. В нем, например, отмечается, что «при разрешении дела по кассацион-
ной жалобе Касьянова А.В. и проверке его доводов судом кассационной инстанции обращено внимание на существенные недостатки в работе органов дознания и следствия Ленинского района г. Ростова-на-Дону, СУ УВД г. Ростова-на-Дону». Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, что законное право истца на доступ к правосудию было нарушено. В течение (на тот момент) девяти лет Касьянову незаконно отказывали в возбуждении уголовного дела и незаконно прекращали производство по уголовному делу. Постановления дознавателей об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении производства по делу, об отказе в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на самовольно изъятый автомобиль, о приостановлении производства по делу неоднократно отменялись постановлениями суда, постановлениями прокурора Ленинского района, но органы следствия и дознания продолжали нарушать закон. В результате длительного бездейст-вия и незаконных действий сотрудников дознания и следствия были нарушены права истца, а возмещение вреда в сумме 289 360 рублей произведено за счет государства. Возникает вопрос: нужны ли российскому государству такие никчемные следователи и дознаватели, как Игнатьева и Савельева? Конечно, нет. Но их, к сожалению, пруд пруди среди правоохранителей.
  Итак, в результате затянувшейся волокиты Андрей Касьянов потерял не только автомобиль, но и купленную квартиру. В одном из своих исков Ринкевич заявил, что Касьянов якобы не полностью рассчитался за квартиру. В результате на жилье с двух сторон был наложен арест: по линии суда и по линии Федеральной службы судебных приставов. Началось судебное разбирательство. А через полтора года выяснилось, что Касьянова без решения суда выписали из купленной им квартиры, а саму квартиру приобрела судья Короглуева. Остается добавить, что 30 марта 2012 года в Ленинском районном суде города Ростова-на-Дону состоится слушание дела по иску Андрея Касьянова к судебным приставам, по вине которых он лишился квартиры. Но это уже другая история, о которой мы расскажем в одном из ближайших номеров.

Оставьте комментарий