Одна из излюбленных мер пресечения, избираемых судами, – содержание под стражей. Часто не всегда оправданно подозреваемый находится в СИЗО до вынесения приговора. Причем время рассмотрения дела в суде при этом может превышать предъявленный в итоге срок наказания. Либо и вовсе оказывается, что человек невиновен, и его содержание в изоляторе было необоснованным. Но способны ли ростовские следственные изоляторы вмещать столько людей?
Областная прокуратура дает отрицательный ответ и направляет в суд исковое заявление об обязании администрации СИЗО-1 демонтировать часть спальных мест. Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Официально норма санитарной площади в камере на одного человека составляет 4,5 кв. метра, по европейским нормам – 7 кв. метров (но где уж нам до европейских норм, если и свои на соблюдаются). Однако переполненность следственного изолятора на проспекте Кировском нарушает права содержащихся под стражей лиц, что, по мнению прокуратуры, недопустимо.
Любопытно, каким образом будет происходить «чистка», и не переместятся ли находящиеся под следствием люди с демонтированных спальных мест на… пол. Безусловно, лучшим решением видится более рациональный подход судей к выбору меры пресечения. Потому что изолировать от общества интеллигентных людей по сомнительным обвинениям с пояснением: «чтоб не мог продолжать преступную деятельность» кажется не вполне логичным. Ведь в то же время настоящие, не единожды привлекавшиеся преступники, имеющие деньги, как раз и продолжают свою «деятельность» на свободе в обмен на большой залог.
Откуда так много людей появилось в следственном изоляторе? Неужто преступность повысилась? Или раскрываемость? С трудом верится, что милиционеры, ставшие полицейскими, начали эффективнее работать. А если учесть информацию, согласно которой не однажды задерживались полицейские, вымогающие взятку у родственников тех, кому подкинули наркотики, можно только представить, сколько людей безосновательно пребывает в СИЗО, занимая чье-то по праву законное место. А сколько еще таких полицейских, собственноручно, ради собственного, меркантильного интереса заполняют изолятор… При таком рвении никакое помещение не выдержит! Неизвестно, что повлияло на решение прокуратуры заняться надзором за соблюдением закона в СИЗО именно сейчас. Ведь не вчера же изоляторы переполнились! Однако будем надеяться, что суд примет верное решение, и, возможно, меры пресечения для некоторых находящихся в Следственном изоляторе № 1 граждан будет изменены. Кроме того, по фактам обращений Европейский суд по правам человека потребовал, чтобы Россия приняла меры по обеспечению условий содержания граждан в следственных изоляторах.
Наталья ОРЛОВА