Члены региональной общественной организации «Гражданский комитет», которую возглавляет Николай Маликов, сегодня оказались на осадном положении. Куда только не писали они о совершаемых местными «мафиози» преступлениях – и в милицию-полицию, и в следственные органы, и в прокуратуру, но власти не только не реагируют на жалобы граждан, но и делают все, чтобы на корню извести их инициативу. Вывод один: территория Тацинского района Ростовской области, где располагается «Гражданский комитет», оказалась, говоря военным языком, в «котле», в полном окружении чиновничьей ратью, которая не желает, чтобы в районе процветал мир и спокойствие, чтобы люди жили безбедно, наслаждаясь плодами своего труда.
На чужой беде
Некоторое время тому назад наша газета опубликовала статью «Главарь» сельской администрации». В ней говорилось о том, что в 2001 году сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Качалин» (правопреемник колхоза «Советская Россия», затем «Россия») усилиями тогдашнего его председателя Бориса Гречкина был доведен до банкротства. В результате Гречкину хуторяне отказали в доверии, и он стал фермером. На общем собрании бывшие колхозники избрали новое руководство СПК, которое стало решать вопросы наделения хуторян имущественными паями. Вскоре новым правлением были списаны с баланса сельхозкооператива основные и оборотные средства, выделенные пайщикам. В результате вся инфраструктура и материально-техническая база бывшего колхоза, превращенного в СПК, были сохранены.
На заседании правления 25 сентября 2001 года Александр Марченко в качестве главы крестьянско-фермер-ского хозяйства (КФХ) получил по реестру имущественные паи семи собственников этих паев на сумму 189 488 рублей, о чем свидетельствует пункт 19 протокола. А согласно пункту 24 того же протокола, глава КФХ Борис Гречкин получил имущество по реестру тридцати восьми членов кооператива на сумму 958 873 рубля. Тогда, в 2001 году, никто не мог и предположить, что произойдет через десять лет. А произошла афера, благодаря которой Марченко и Гречкин стали миллионерами, обогатившись на чужой беде.
По идее, руководители крестьянско-фермерских хозяйств, которым собственники доверили свои имущественные паи, должны были беречь их как зеницу ока. Но что произошло на самом деле? Как только на территории Верхнеобливского сельского поселения появляется ООО «Зерно Дон», Гречкин «сдает» ему свое КФХ и становится управляющим. По хутору ползут слухи, что Борис на свою жену, а Марченко на себя, оформили в собственность то имущество, которое в 2001 году получили хуторяне. «Как же так?» – недоумевают селяне. Между тем, согласно протоколу общего собрания членов СПК «Качалин» от 15 апреля 2001 года, в собственность Марченко перешло 1/2 телятника общей площадью 938,7 кв. метра, Гречкиной – бригада в хуторе Калмыков (на тот момент уже ставшая базой ООО «Зерно Дон»): кузница, зерносклад, весовая, зернохранилище, зерносклад, красный уголок, две асфальтовые площадки. В этом же протоколе фигурирует и фамилия Ходакова – начальника Гостехнадзора Тацинского района (родственник Марченко), который получил здание свинарника, помещение общей площадью 1039,7 кв. метра, 1/2 часть зерносклада.
Как следует из протокола, председателем собрания был Василий Михайлович Ольховатов, за секретаря – Любовь Афа-насьевна Мищенко. Протокол был скреп- лен печатью СПК «Качалин». Естествен-но, обманутые пайщики обратились с жалобами в след-ственные органы. По результатам проверки выяснилось, что, во-первых, Ольховатов на данном собрании не присутствовал, протокол не подписывал, печать не ставил, а во-вторых, экспертиза печати показала, что это не печать СПК «Качалин». Из чего следует, что протокол от 15 апреля 2001 года был сфабрикован. Между тем следователи следственного отдела не возбудили уголовного дела, за что позже поплатились.
Таким образом, завладев обманным путем имущественными паями, Александр Марченко продал здание телятника ООО «Зерно Дон» за три миллиона рублей. Наталья Гречкина по аналогичной схеме обманула земляков на более крупную сумму, получив по договору купли-продажи более 20 миллионов рублей от ООО «Велес» и ООО «Зерно Дон».
Чтобы обрубить все концы, Марченко и Гречкин неоднократно посещали Ольховатова, склоняли его изменить свои показания, которые он давал следователям (даже вручили ему поддельную трудовую книжку), но Василий Михайлович на сделку с совестью не пошел. За что потом поплатился. А Марченко продолжает «рулить» сельским поселением, не понеся никакого наказания.
Кто покрывает аферистов?
Почему же такое происходит? «Я считаю, – сказал Василий Ольхова-тов, – что Марченко и Гречкина покрывают депутаты Законодательного собрания области Харченко и Беляев. Харченко дружит с Гречкиным, а у Беляева сын – заместитель главы района…». Андрей Владимирович Харченко и Николай Федорович Беляев весьма влиятельные фигуры в донском истеблишменте. Харченко родился в хуторе Мало-Качалин, а Беляев – в Захарово-Обливском Тацинского района Ростовской области. Оба имеют богатый опыт работы как в партийных органах, так и в производстве. В настоящее время занимают ответственные посты в регионе.
Андрей Харченко, например, является управляющим отделением Пенсионного фонда РФ по Ростовской области (в ЗС РО – заместитель председателя комитета по социальной политике, труду, здравоохранению и спорту). Казалось бы, при таких-то обширных связях Андрей Владимирович мог бы без труда добиться наказания Марченко и Гречкина, обманным путем присвоивших имущественные паи односельчан. Однако он не только не взывает их к совести, но и дезинформирует руководство области о ситуации с обманутыми пайщиками. Так, на встрече депутатов донского парламента с губернатором Василием Голубевым Харченко (по словам депутата Госдумы РФ от фракции ЛДПР Валентина Свиридова, который там тоже присутствовал) заявил, что с пайщиками из хутора Качалина надо еще разобраться: они, мол, сами отказались от своих имущественных паев. Такой вот удар ниже пояса уважаемого земляка!
Теперь – о Николае Беляеве. В предыдущем номере наша газета сообщала о том, что на заседании ЗС РО 29 марта по инициативе депутата Евгения Бессонова была создана депутатская комиссия во главе с председателем комитета по аграрной политике Николаем Беляевым. Но будет ли от нее толк? Верится с трудом! Вряд ли отец Николай Беляев пойдет против сына Владимира Беляева – заместителем главы этого района по финансово-экономическим вопросам и имущественным отношениям, которому невыгодно, чтобы до губернатора дошла объективная информация об истинном положении дел с обманутыми пайщиками. Так что грош цена этой комиссии.
В беседе с корреспондентом нашей газеты участница и свидетель этих событий Татьяна Глыбина (ООО «Заречное») сказала так: «За полтора года, пока мы воюем с чиновничьим беспределом, таких комиссий было пруд пруди. И что? Каждую встречу эти чиновники начинают будто с чистого листа. Сейчас уже этой комиссии не верим ни мы, ни кредиторы ООО «Заречное». Люди, которых подставили прежние руководители Мамыркины, обманным путем сделавшие их заемщиками и поручителями по кредитам (а это около ста человек!), уже отчаялись найти справедливость. Многие из них вынуждены платить по исполнительным листам со своих скромных зарплат и пенсий.
У нас нет другой версии, кроме той, что Минсельхозпрод и местные власти все это время фактически помогают рейдерам и прочим нарушителям закона. Видимо, коррупционный интерес у наших чиновников преобладает над всем остальным». К сожалению, трудно не согласиться с доводами Татьяны Глыбиной.
Вместо детсада – кафе «Триумф»
В Тацинском «котле» оказались и жители Морозовского района. В распоряжении нашей редакции имеется обращение граждан этого района к губернатору Василию Голубеву. В нем приведены весьма красноречивые факты преступной бесхозяйственности (если не сказать больше) главы района Петра Тришечкина. Вот лишь некоторые из них.
Жители видят, как в городе производится асфальтирование улиц: сначала кладется асфальт, а следом, поверх него, укладывается тротуарная плитка. В 2010 году по улице Матросова была построена автостоянка, занимающая два квартала, – обошлась району в копеечку. На следующий год эта стоянка пошла под бульдозер, а на ее месте построена новая, которая обошлась району еще в миллионы рублей. Кто ответит за столь нерачительное использование государственных средств?И куда списаны затраты, произведенные в 2010 году на строительство прежней стоянки? На территории городской администрации (по генеральному плану застройки города) должен быть дет-ский садик. Но вместо него здесь теперь красуется кафе «Триумф». На территории пожарного водоема построен магазин «Комфорт». Почему такое происходит? Вот мнение жителей Морозовска: «Эти объекты оформлены на Моисеенко, сестру бывшего прокурора В. Андреева. Андреев уволен, а Тришечкин продолжает свою деятельность». В обращении к губернатору граждане задают и такой вопрос: «Почему к магазину «Комфорт» и водопровод проведен за счет бюджета?».
Есть у избирателей к главе района Петру Тришечкину и другие вопросы. Почему, например, в бывшем колхозе «Плодовый» здание детсада и Дома культуры (а в бывшем колхозе «Красная звезда» – здание детсада) чиновники списали и продали за копейки? Здания разобрали, а кирпич, шифер и перекрытия пошли на строительство магазинов, принадлежащих либо родственникам, либо друзьям Петра Федоровича?
Некоторое время назад в районе был объявлен тендер на ремонт детского приюта «Росток» и строительство городского парка. Торги выиграл человек, не имеющий никакой производственной базы. В конечном счете «строитель» исчез с тремя миллионами рублей, выделенными на ремонт приюта, и семнадцатью миллионами – на возведение городского парка. Ремонт приюта не закончен до сих пор, а городской парк так и не начинали строить.
В работе школ района тоже проблемы. В минувшем году вся страна узнала о сдаче ЕГЭ в городе Морозовске. После чего сняли заведующего отделом образования, а на его место назначили директора школы Яковлеву, на которую по результатам ремонта школы (где она была директором) завели два уголовных дела. Далее жители района сообщают еще более невероятные факты: «Ростовской областной администрацией три года выделяются деньги на очистку реки Быстрая. Тришечкин развернул работы возле дома своих родителей, под предлогом восстановления старого русла реки. Сделать это практически невозможно, так как оно застроено жилым сектором. Три года работает экскаватор, несколько самосвалов, в итоге развели простой лягушатник. Фотографии прилагаются. А на речке, что протекает по городу, нет ни одного нормально оборудованного места для купания людей. Всем понятно, что эти работы ведутся с одной целью – отмывания денег».
В конце своего обращения к губернатору Василию Голубеву жители района пишут: «Мы глубоко возмущены таким безобразным поведением главы администрации Тришечкина. Положение дел в районе мало чем отличается от той ситуации, что была в станице Кущевской. Просим Вас прислать в район компетентную комиссию, которая могла бы разобраться в происходящем».
Остается добавить, что в настоящее время по фактам, изложенным в обращении жителей этого района к губернатору, в Морозовске работает комиссия из области. Редакция надеется, что зарвавшийся глава района получит по заслугам.
Долговая петля милютинских фермеров
А вот еще история, рассказанная Ольгой Ивановной Сердюковой – фермером из Милютки (о ней также писала наша газета). Добротное хозяйство, занимавшее передовые позиции в районе, в связи с финансовым кризисом и плохими погодными условиями не смогло своевременно расплатиться по кредиту в банке и задолжало по арендной плате в бюджет района. У фермеров забрали за долги технику, продали ее по бросовым ценам. Можно ли было избежать такого печального финала? Наверняка. Россельхозбанк был готов идти на компромисс, лишь бы администрация района выступила гарантом при заключении соглашения о реструктуризации долга. Однако глава райадминистрации Алексей Королев занял в этом вопросе скользкую и откровенно трусливую позицию. Когда к нему пришла на прием Ольга Сердюкова, тот долго и витиевато объяснял ей, почему он не может смягчить свою позицию в арбитражном суде по взысканию арендной платы. Потом посоветовал решать вопрос в областной администрации: мол, дадут ему сверху указания пойти навстречу попавшим в беду фермерам – он сделает это с чистой совестью.
Почувствовав, что долговая петля на шее милютинских фермеров никак не ослабевает и помогать им никто не собирается, 4 марта 2012 года Сердюковы, Сухомлиновы и Семенченко провели предупредительную голодовку. Причем некоторые пришли с табличками, возвещающими об этом. Не видя поддержки со стороны властных структур, многие жители района отдали свои голоса не за партию власти, а за КПРФ и ЛДПР. Что просто взбесило главу района Королева. Он, не стесняясь, кричал фермерам: «Как голосовать – так за коммунистов, а как просить помощь – идете к нашей власти!».
Сразу после праздничных дней в честь 8 марта три фермерские семьи объявили бессрочную голодовку. О чем телеграфировали губернатору Голубеву и спикеру областного парламента Дерябкину. На следующий день после отправки телеграммы Ольге Сердюковой позвонили из областной администрации и расспрашивали, знает ли она порядок записи на прием к губернатору. Офицер полиции выяснял у соседей Сердюковых, Сухомлиновых, Семенченко – правда ли, мол, голодают или стращают только?
Постепенно резонанс, связанный с голодовкой фермеров, стал достигать своей цели. В предыдущем номере мы сообщали, что в начале апреля 2012 года вице-губернатор РО Сергей Горбань провел совещание, на котором была подробно рассмотрена ситуация, приведшая к голодовке протеста жителей Тацинского, Милютинского и Морозовского районов. Участников протестной акции представлял на этом совещании председатель исполкома региональной общественной организации «Гражданский комитет» Николай Маликов. Он рассказал вице-губернатору о том, что на самом деле происходит в социально-экономической жизни северо-восточных районов Дона в целом и в аграрном секторе в частности. Прощаясь, Сергей Горбань просил передать людям: «Мы вас услышали. Надо помогать друг другу!».
Когда участникам голодовки стало известно об итогах совещания у вице-губернатора, радость у них была со слезами на глазах. Хотя и маленькая, но все же победа! Акцию протеста решили приостановить. У крестьян появилась надежда, что этой весной они смогут вернуться к работе в поле.
Люди хотят жить!
6 апреля 2012 года в Тацинке, в помещении, где совсем недавно проходила в знак протеста голодовка фермерских семей, состоялось очередное заседание Координационного совета общественной организации «Граждан-ский комитет», на котором присутствовал депутат Госдумы РФ от фракции ЛДПР Валентин Свиридов. Он заверил общественников, что его партия не оставит их в беде. После совещания депутат Свиридов дал эксклюзивное интервью нашей газете.
– Валентин Валентинович, в последнее время и президент Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин, вновь избранный президентом РФ, ратуют за модернизацию, качественное изменение жизни простых россиян. На местах же, как показывает жизнь, все остается по-прежнему. Почему, на ваш взгляд, такое происходит?
– Проблема, к сожалению, в том, что эти мелкие чиновники, отвечающие за положение дел, скажем, в сельском поселении или районе, в большинстве своем – холопы, которым чужды такие понятия, как честь и достоинство. И в этом холопском раболепии, мечтая выслужиться, они фальсифицируют выборы, прессуют людей и так далее. К примеру, приехал к голодающим начальник полиции и говорит: «Я с вами поступлю так, как это сделали полицейские в Казани». Вот и все! Он все меряет на свой аршин, не понимая, как его слова воспримут окружающие. Я обязательно буду добиваться отставки этого начальника районной полиции. Вообще народ у нас доверчивый. Приехал, например, какой-нибудь бывший председатель колхоза и начинает агитировать: «Давайте передадим наши паи – деньги, технику, имущество – в такую-то организацию. Давайте кредиты возьмем, будем развиваться». И они верят ему. Ведь что у нас люди хотят? Они хотят жить! Хотят работать на земле, выращивать урожай. Наконец, хотят зарабатывать какую-никакую копейку. И вот приходят наглые проходимцы, которые, прикрываясь партией власти, начинают, как насосы, высасывать все, что людям досталось по закону. Поэтому на местах стопорятся все разумные инициативы сверху. Отсюда нет ни свободы слова, ни свободы собрания. Наглядный пример – ваш редактор Александр Толмачев, арестованный за свою журналистскую деятельность…
– Сейчас формируется список кандидатов на должность уполномоченного по правам человека в Ростовской области. В этот список, как нам стало известно, включен и председатель исполкома РОО «Гражданский комитет» Николай Маликов. Хотелось бы услышать ваше мнение по этой кандидатуре.
– Главное качество Николая Мали-кова – отзывчивость на чужую беду. Таких людей, которые готовы бо-роться не только за себя, но и за других, в стране сейчас мало. Поэтому, как депутат, я его поддерживаю. Мы обязательно по этому вопросу примем соответствующие решения. Думаю, что Ростовское региональное отделение ЛДПР поддержит выдвижение Николая Николаевича на этот пост. Надеюсь, что в качестве уполномоченного по правам человека он сделает больше, чем это сделали его предшественники. Ведь многие из них на самом деле являются неким буфером, который по поручению властей призван гасить инициативу и чаяния людей…
***
Завершая разговор о неравнодушных людях Тацинского района, вспомнился эпизод времен Великой Отечественной войны. 19 декабря 1942 года 24-й танковый корпус под командованием генерал-лейтенанта Василия Баданова совершил 300-километровый рейд в тыл врага, захватив в станице Тацинской немецкий аэродром. В результате было уничтожено около 400 боевых самолетов, снабжавших окруженную группировку врага под Сталинградом. В честь подвига танкистов на въезде в Тацинку установлен мемориал. В этом году местные жители будут отмечать 70-летие легендарного прорыва. Отмечать будут наверняка без улыбок и торжественных речей. Хвалиться-то особо нечем: митинги, голодовки, акции протеста – все это говорит о том, что власти района обрекли народ на жалкое существование. А члены РОО «Гражданский комитет» и вовсе оказались на осадном положении. Похоже, требуется новый прорыв, на этот раз со стороны администрации области, чтобы не дать заглохнуть тем росткам гражданского общества, которые начинают давать всходы на этой благодатной земле.