Александр Солженицын учился в Ростове-на-Дону в школе и в университете, в нашем городе будущий нобелевский лауреат формировался. Однако музея Солженицына в южной столице до сих пор нет. Эмиль Мазин, друживший с писателем более семидесяти лет, вспоминает о «Сане» в студенческие годы. А историк Александр Кожин рассказывает о перспективах создания музея Солженицына на Дону.
Родственные души
Эмиль Мазин учился с Александром Солженицыным на физико-математическом факультете Ростовского государственного университета. Познакомились сокурсники за партой. «Вошел я в аудиторию, – вспоминает Эмиль Александрович, – сел за парту, смотрю – рядом со мной парень. Говорю: «Будем знакомы. Миля», он отвечает: «Саня», с тех пор мы подружились».
«Меня Солженицын считал давним и верным другом», – рассказывает математик. По воспоминаниям Мазина, знаменитый академик обладал фотографической памятью. Учился прекрасно, у него были только пятерки. Он считал, что математика ему, конечно, нужна, но нужнее литература, и потихоньку ею занимался. Будучи студентом РГУ, в 1939 году Солженицын поступил на заочное отделение в Московский институт философии, литературы и истории. Чтобы сдать там экзамены вовремя, нужно было экзамены на физмате сдавать досрочно. И Мазин помогал в этом своему другу: парни вместе подходили к преподавателям и просили их принять. Так Александр освобождал время и ехал в Москву.
Эмиль Мазин вспоминает, что Солженицыну была свойственна исключительная непритязательность в быту. Он мог питаться, как аскет, порой ему было достаточно куска хлеба. Он все успевал. Кроме литературы, увлекался классической музыкой. Друзья занимались в читальне на Ворошиловском. После удачного экзамена заглядывали в один из магазинов на Большой Садовой, выпивали по стакану сухого вина. В свободное время ходили в кино, в театр, на футбол. Когда в театр Горького приехал Юрий Завадский, Солженицын и Мазин выступили у него статистами. Александр Исаевич хотел стать актером, но после прослушивания ему отказали из-за голоса. «Не взяли Солженицына в артисты, – резюмирует Мазин, – хотя голос у него, в общем, был нормальный».
Пять лет, вспоминает Эмиль Мазин, они с Александром Солженицыным в университете терлись бок о бок и ни разу не поссорились, видно, было какое-то родство душ. Случалось, Александр мог вспылить, но на Мазина никогда не срывался.
Потом была война. На Великой Отечественной войне Эмиль Мазин начинал с пехотинца-окопника, позднее был артиллеристом в пехотном полку. С этой войны Мазин сразу попал на короткую «японскую» войну, в сентябре 1945 года она уже закончилась. После войны Мазин приехал в Ростов и поступил работать учителем.
Он преподавал в артиллерийском училище. Когда училище расформировали в 1949 году, пришел в 11-ю школу, в ней проработал шесть лет. В школе № 1 трудился сорок лет, потом была 106-я школа. Мазин преподавал до прошлого года, за его плечами шестьдесят восемь лет педагогического стажа. «Многие из моих выпускников уже умерли», – грустно заметил заслуженный учитель России.
Любопытную историю рассказал Эмиль Мазин о том, как к нему попала книга первой жены писателя Натальи Решетовской «В споре со временем»: «Известно, что книга эта была опубликована небольшим тиражом и продана за границу. Брат мой жил в Одессе, у него был товарищ – капитан дальнего плавания. Этот товарищ, будучи в Сингапуре, зашел в книжный магазин, смотрит – книга на русском языке. Он открывает, и на одной из страниц находит мою фамилию. Привез книгу брату, а брат передал ее мне. Этот экземпляр у меня есть до сих пор, возможно, он единственный в Ростове».
Мы поинтересовались у Эмиля Александровича, какие качества в Солженицыне ему нравились и были особенно близки: «Абсолютная честность, прекрасное трудолюбие. Больше всего Солженицын ценил время. Он никогда секунды не тратил на пустые разговоры. Это был сгусток энергии».
Ростовские адреса
Александр Солженицын формировался в Ростове, учился здесь в школе и в университете. «Почему же музея Солженицына до сих пор нет в Ростове?» – с этим вопросом Эмиль Мазин пришел в редакцию газеты «Аргументы неделi. Юг». В самом деле, судьба академика неразрывно связана с южной столицей. В конце 80-х годов Александр Кожин, председатель ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, решил собрать материалы о бывших сокурсниках своего отца, в том числе и об Александре Солженицыне. Историк обратился в архив с просьбой подобрать дела огненного выпуска 41-го года и не скрывал своей цели. Оказалось, что многих дел просто нет – в свое время их «изъяли» компетентные органы. Но кто-то из сотрудников сумел сохранить в архиве некоторые документы, среди которых оказались и документы Солженицына: его зачетная книжка, справки и т. д. Тогда для Ростова это оказалось целым событием. Ростовчане узнали о многих «солженицынских» адресах в нашем городе.
Первым оказался адрес, по которому он жил с матерью после того, как семья переехала в 1924 году из Кисловодска в Ростов, – это квартира в доме 48 по переулку Халтуринскому. Александр Исаевич посетил этот домик во время своего пребывания в Ростове в 1994 году. Наталья Дмитриевна, жена академика, была поражена теми условиями, в которых жили люди: удобства и колонка во дворе, печное отопление. В таком виде дом просуществовал достаточно долго, относительно недавно жильцы сделали ремонт, и комната, в которой жил писатель, утратила первоначальный вид.
Когда Солженицын поступал в университет, он жил в доме по Малому проспекту, 16 (ныне ул. Чехова). Во время учебы в вузе будущий лауреат Нобелевской премии проживал в доме № 32 по пр. Ворошиловскому, в доме, который впоследствии снесли. Вместе с женой писатель жил в Чеховском переулке (ныне пер. Малый), в здании, которое было разрушено во время войны.
Еще один из «солженицынских» адресов Ростова – здание, в котором находился физико-математического факультет ростовского университета, расположенное на улице Горького (бывшая Сенная). Во время пребывания Солженицына в Ростове администрацией города было принято решение об открытии памятной доски на здании физико-математического факультета университета. Но и сам Александр Исаевич, и Наталья Дмитриевна посчитали это некорректным. Памятная доска с портретом на ней Александра Исаевича Солженицына появилась здесь только в 2008 году.
Кроме того, сохранилось здание вечерней школы № 15 (Малевича) на Соборном, 26, в которой с 1927-го по 1936 годы учился Солженицын.
«Для пользы дела»
На сегодняшний день в память об Александре Солженицыне в Ростове-на-Дону установлены две мемориальные доски, его именем назван строящийся проспект в микрорайоне Левенцовском. Однако, несмотря на обилие мест, связанных с писателем, музея его в Ростове до сих пор нет.
На научно-практической конференции «Александр Солженицын – имя России», состоявшейся в Кисловодске в 2008 году, коллеги из Рязани поделились опытом создания литературного музея.
В мире существуют всего восемь музеев, посвященных литературному произведению или литературному герою. Пять из них за рубежом: музей Шерлока Холмса – в Англии, Тома Сойера – в США, Дон Кихота – в Испании, барона Мюнхгаузена – в Германии и Латвии. И три действуют в России: станционного смотрителя – на станции Выра под Санкт-Петербургом, Анны Снегиной – в селе Константиново Рязанской области и музей рассказа Александра Солженицына «Для пользы дела» – в чудом сохранившейся стандартной общежитской комнатке 5 на 4 кв. м в Рязанском колледже электроники. Этот музей был открыт 27 июня 2003 года, ровно через месяц после смерти главного вдохновителя создания музея и первого профессионального солженицыноведа – Натальи Решетовской. Продолжателем ее дела стал московский журналист Николай Ледовских, который довел задуманное первой женой Солженицына дело до конца. Музей насчитывает несколько десятков предметов, связанных с именем Солженицына. Ценны автографы писателя на книгах, подаренных политехникуму в 1963 году, когда он работал над рассказом и неоднократно посещал техникум.
Александр Кожин сообщил, что в Ростове была предпринята попытка создания музея Солженицына в школе № 5 (бывшей школе № 15, в которой когда-то учился писатель). В первой половине 90-х, когда Кожин работал в школе учителем истории, в одном из кабинетов существовала экспозиция, сделанная на базе архива Натальи Решетовской и включавшая предметы, связанные с ростовским периодом жизни писателя. Это был фрагмент знаменитой выставки «Возвращение».
Когда школа переезжала в другое здание, многие материалы пропали. В частности, не удалось сохранить предметы быта той эпохи. Но многое и осталось. Недавно здание передано в безвозмездное пользование ЮФУ. На первом этаже освободилось идеальное место для музея Солженицына. Инициаторы создания музея надеются обсудить это на ученом совете ЮФУ, последнее слово за университетом. Тогда бы удалось реализовать проект президента об увековечивании памяти Солженицына в трех городах России: Москве, Кисловодске и Ростове-на-Дону.
Фото предоставлены Эмилем МАЗИНЫМ