Управляющие компании: есть ли на них управа?

Беды, с которыми столкнулись собственники жилья в Таганроге, можно было бы перечислять бесконечно. Управляющие компании, которые жильцы не выбирали, кабальные договоры найма, скверно выполненный капитальный ремонт, заоблачно высокие тарифы… Мы попытались прояснить ситуацию, побеседовав с жильцами и экономистом-инженером, обладателем награды «За активное участие в реформировании ЖКХ» Галиной Ивановной Бабкиной.

 

Таганрожцы поняли, что так они могут захлебнуться слезами от жилищно-коммунальных бед. И решили: поскольку помощи или хотя бы советов со стороны чиновников, властей и владельцев управляющих компаний ждать бесполезно, действовать нужно самим. Так собственники многоквартирного жилого фонда стали объединяться, создавать инициативные группы и советы старших домов. Объединившись, они проанализировали сложившуюся ситуацию и сделали вывод: их проблемы одинаковы и типичны почти для всего города.

Управление или кабала?

«Так, мы выяснили, – говорит член инициативной группы, старший одного из домов Игорь Бездомов, – что повсеместен захват управляющими компаниями многоквартирных домов». Игорь столкнулся с этой проблемой сам – вместо МУП «ЖЭУ» управляющей компанией его дома объявило себя ООО УК «Промышленное». Когда жильцы начали разбираться, выяснилось, что не было, как это положено по закону, сообщено за 10 дней о проведении собрания. Кроме того, протокол заочного голосования никто не составлял, в бюллетенях подписывались квартиросъемщики, несколько человек письменно подтвердили, что подписи им не принадлежат, даны ложные сведения о доле собственности в квартире, есть еще много нарушений… Так у компании набралось больше половины голосов. И жильцы в январе 2010 года получили платежки от УК «Промышленное». Договор же оказался просто кабалой для собственников помещений. Так, по этому договору управляющая компания могла на свое усмотрение использовать деньги, полученные от собственников, менять цены на текущий и капитальный ремонты, содержание жилья…
Несогласие собственников с такой постановкой вопроса понятно. Тем более что по закону договор должны подписать две стороны после общего собрания. Однако отстаивать свои права в этом случае людям пришлось через прокуратуру. И прокуратура признала неправомерность действий управляющей компании…
«Когда начиналась реформа ЖКХ и стали создаваться управляющие компании и ТСЖ, – комментирует Бабкина, – Таганрог не спешил принимать участие в реформе. И вдруг судорожно начали создаваться компании. По-быстрому разбросали под них дома, небрежно организуя голосования, не составляя их протоколы, делая многочисленные ошибки и приписки в документах… В результате собственники помещений даже не узнали, как их дома оказались под управлением той или иной компании. Я работала в нескольких компаниях и могу сказать, что случаи захватов и перехватов далеко не единичны. Просто у компании в таком случае появляется возможность получить деньги на ремонт дома из фонда содействия реформированию ЖКХ».

Загадочное содержание жилья

Отмечают таганрожцы и непрозрачность работы управляющих компаний. Информация о расходовании денег, которые компании получили от жильцов, оказывается «коммерческой тайной», а порядок формирования тарифов – тайной, покрытой мраком.
Например, председатель совета старших домов УК ООО «Промышленное» Владимир Гущин признал, что сам уже долгое время не может получить информацию о количестве средств на лицевом счете дома. А когда дошло дело до ремонтных работ, то оказалось невозможным ни получить смету, ни узнать о подрядчиках, которых собирается нанимать компания. Если работы выполняются, то они очень низкого качества. Владимир отметил и такие случаи: заявки на ремонтные работы, составленные общими собраниями жильцов, пересылаются в… МУП «ЖЭУ» – в другую управляющую компанию. Выполнения работ дождаться сложно: многие заявки жильцы подавали в начале этого года.
«В МУП «ЖЭУ» (я являюсь председателем старших домов по МУП «ЖЭУ») люди также сталкиваются с тем, что им не предоставляют смет перед началом капитального ремонта, не говоря уже об ее обсуждении на общем собрании. Мне, например, непонятен тариф «Управление МКД», – говорит Игорь Бездомов.
И в этом случае вопросы и недоумения собственников вполне обоснованны. В Жилищном кодексе черным по белому написано: «Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме… определяется на общем собрании собственников помещений… с учетом предложений управляющей организации…». А тариф «Управления МКД» (управление многоквартирным домом) необоснованный – он входит в статью «Содержание». Здесь получается, что его используют дважды. А статью «Содержание жилья» никак не мотивируют.
«Откуда берется цифра в строке «содержание жилья»? – пытается пояснить Галина Ивановна. – Если говорить конкретно о Таганроге, не знаю. Правильно, это должно согласовываться на общем собрании. В идеале: компания предлагает тариф, обосновывает его и выносит на суд собственников. Но в Таганроге многие управляющие компании вообще не имеют так называемые сметы затрат на тарифы – расчеты на все виды услуг по содержанию жилья. Совершенно недопустимые цифры снимаются с этой статьи за работу аварийно-диспетчерских служб. В некоторых компаниях списывают больше половины средств со статьи «Содержание», если даже аварийщики ни разу не выехали. Двадцать процентов на этот вид услуг – максимум, который можно списать. Неудивительно, что тариф по содержанию жилья в Таганроге самый высокий по области. Что же касается информации, она должна предоставляться. И более того: план работ должен согласовываться с жильцами на собраниях, акты выполненных работ – подписываться старшим по дому. Им же должны быть утверждены и подписаны сметы по ремонтным работам – до их начала, а не после, как это часто происходит у нас. Работа компаний должна быть абсолютно прозрачной. И сейчас уже это не может быть оспорено. Потому что есть постановление правительства от 23 сентября 2010 года № 731. Оно именно о раскрытии информации об управлении многоквартирным домом».

Капитальный ремонт с прокуратурой

Ремонт низкого качества, в неполном объеме, кажется, вечная беда Таганрога. Примеры нам долго искать не пришлось. Светлана Владимировна Бомацарова рассказала нам о том, как был сделан ремонт фасада в ее доме. Все работы проходили в зимний период, и, естественно, через два месяца после сдачи фасад начал покрываться трещинами. Жильцы больше полугода ждали, что работы переделают, и в результате обратились в прокуратуру. Сейчас Светлана Владимировна борется за то, чтобы выполнялись текущие работы, предусмотренные договором с управляющей компанией «ЖЭУ». Она отмечает, что не осуществляется как текущий ремонт, так и обычная уборка придомовой территории. Оказывается, у компании нет дворника.
Бабкина считает, что одна из причин – отсутствие своей технической базы и штата сотрудников. Поэтому компании действуют через подрядчиков, ни в чем не заинтересованных, и нанимают для проведения работ такие же незаинтересованные организации.
К этому добавляется еще и отсутствие в Таганроге технической документации на многоквартирные дома. Последнее признал и заместитель главы администрации по вопросам городского хозяйства Сергей Ревко: «Такой документации не существует в природе». Помниться, на ее восстановление денег выделяли из областного бюджета…
И самое возмутительное. Вполне возможно, что передаваемое в управление общее имущество многоквартирных домов не зарегистрировано в государственном реестре как собственность. Во всяком случае, старшим никакого документального подтверждения этому управляющие компании не выдают. На вопросы о регистрации отвечать наотрез отказываются – это уже, кстати, областные и федеральные деньги. Если регистрации действительно нет, то управляющая компания может делать с этим имуществом все, что угодно… Ведь собственники – вовсе не собственники и с иском в суд обратиться не смогут. «Поэтому, – говорит Галина Ивановна, – считаю, что таганрожцы выбрали оптимальный вариант – объединиться и сообща отстаивать свои права»

Коллаж Марины Руновойи

Оставьте комментарий