Судей можно судить

Государственная Дума на днях приняла во втором и третьем чтениях закон, который регламентирует порядок принятия судебных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении служителей Фемиды.

Поводом для подготовки законопроекта и его принятия послужило дело Игоря Аносова, судьи Ворошиловского райсуда Ростова-на-Дону, который в 2009 году был уличен во взятке. Женщина, у которой он потребовал 100 тысяч рублей за решение в ее пользу, обратилась в правоохранительные органы, и судья был пойман с поличным.
Чтобы возбудить уголовное дело, оперативникам потребовалось обойти судейскую неприкосновенность Аносова. Для этого они обратились в Краснодарский краевой суд. В июле 2009 года судебная коллегия дала разрешение на прослушивание рабочего кабинета и проведение других оперативно-розыскных мероприятий, ограничивших права судьи. Отметим, что дело должно было попасть в Ростовский облсуд, однако, по мнению ФСБ Ростовской области, там у Аносова много друзей и знакомых, и это поставит секретность под угрозу.
Аносов оспорил решение краевого суда в ВС, так как были нарушены нормы территориальной подсудности. Экс-судья указал на произвол ФСБ Ростовской области, которая обратилась в суд соседнего края без разрешения на то Верховного Суда РФ. При этом сам факт получения взятки Аносов не оспаривал.
Верховный Суд кассацию бывшего судьи не удовлетворил, так как не усмотрел в его деле нарушений законодательства.
При рассмотрении жалобы Игоря Аносова в Конституционном Суде меры, принятые ФСБ, были признаны оправданными, поскольку имели место особые обстоятельства секретности.
Как указано в законе об оперативно-розыскной деятельности, если рассмотрение дела в определенном суде может нарушить режим секретности, следствие вправе перенести его в другой равнозначный суд. Единственная оговорка: не произвольно, но с согласия председателя Верховного Суда или его заместителя. Именно неполученное разрешение главы ВС позволило экс-судье уцепиться за соломинку и опротестовать постановления Краснодарского краевого суда.
Конституционный Суд согласился с тем, что оперативники нарушили регламентированный порядок действий, однако это не означает, что оспоренные заявителем статьи законов не соответствуют Конституции. Поэтому КС жалобу Аносова отклонил.
Это дело инициировало внесение поправок в закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, теперь в законе указано, что «при наличии обоснованных опасений о возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судей, материалы могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд».
В документе также отмечается, что такая передача дела возможна только с согласия главы Верховного Суда или его заместителя. Также в законе появилась норма, которая обязывает уполномоченного судью рассмотреть дело единолично и лишает его права отказаться от этого.
В закон «О статусе судей в РФ» также вносятся поправки, согласно которым, территориальная подсудность уголовных дел и материалов, по которым будут осуществляться следственные или оперативно-розыскные действия в отношении судьи, будет определяться исходя из процессуального закона и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Оставьте комментарий