В минувший вторник, 20 ноября 2012 года, в Ленинском районном суде города Ростова-на-Дону состоялось судебное заседание, на котором рассматривалась жалоба главного редактора газеты «Уполномочен заявить» Александра Толмачева об отстранении от ведения предварительного следствия старшего следователя ГСУ ГУ МВД РФ по РО Светланы Уразовой. Председательствовал в судебном заседании судья Сергей Шумеев – тот самый, который продливал Александру Михайловичу меру пресечения в виде содержания под стражей в феврале текущего года. В материале «Судья на стороне обвинения» («УЗ» № 8(70) от 29 февраля 2012 года) мы писали, что Шумеев, вынося постановление о продлении меры пресечения, вышел за пределы своих полномочий. Выразилось это в том, что судья дал оценку доказательствам по уголовному делу, чем предрешил вопрос виновности Толмачева в инкриминированных ему деяниях.
В судебное заседание, состоявшееся 20 ноября, прибыла только Уразова. Представитель прокуратуры области отсутствовал. Судья Шумеев объявил об открытии заседания. Затем он сказал, что из семи заявленных в жалобе Толмачева постановлений, в суде будет рассматриваться только два. Шумеев, ссылаясь на статью 125 УПК РФ, разъяснил, что в остальной части жалоба должна рассматриваться по месту совершения преступления, то есть в Новочеркасском городском суде. С чем адвокат Сергей Карпов, а также заявитель Толмачев, были не согласны и потребовали для ознакомления представленные материалы. Потому что рассматривались не процессуальные действия, а отвод следователя.
Уразова в суде представила выдержки из процессуальных документов на одном-двух листах, в то время как в уголовном деле их объем составлял десять и более листов. Особо следует отметить, что представленные материалы не были подшиты, пронумерованы, не в оригинале, а ксерокопированы, и скреплены обычной скрепкой.
С самого начала в поведении судьи Шумеева просматривался игривый тон и как бы заискивание перед публикой. В обращениях к Толмачеву он называл его «обвиняемым», «господином», тогда как по данному делу Толмачев являлся заявителем, ибо рассматривалась его жалоба. По ходатайству адвоката Карпова и самого Толмачева им было предоставлено время для ознакомления с представленным материалом. И, в конце концов, заявитель и его адвокат согласились рассматривать жалобу по двум пунктам, но с участием руководителя ГСУ ГУ МВД РФ по РО полковника юстиции Бобелы. Так как непосредственно им выносились все семь постановлений. Однако судья Шумеев с данной позицией адвоката и заявителя не согласился и отказался рассматривать вопрос об определении сторон участников процесса. Появившийся уже в процессе рассмотрения жалобы прокурор прокуратуры Ростовской области Плюшкин высказал мнение, что участие в судебном разбирательстве начальника ГСУ ГУ МВД РФ по РО Бобелы не обязательно и просил рассматривать вопрос без него. При этом судья поинтересовался у следователя Уразовой, получено ли руководителем ГСУ уведомление о вызове в судебное заседание и давалось ли ей письменное поручение от руководства присутствовать в судебном заседании. На что она ответила, что уведомление получено, и ей было дано устное указание об участии в судебном процессе.
Судья, выслушав доводы сторон, перенес заседание на 27 ноября 2012 года. При объявлении о переносе судебного заседания Шумеев заявил, что им будет выдано письменное уведомление о вызове руководителя ГСУ ГУ МВД РФ по РО на предстоящее судебное заседание. Напомнив Уразовой, что у представителя ГСУ должно быть письменное распоряжение о том, что он имеет соответствующие полномочия на участие в судебном заседании. И чтобы она, Уразова, в следующий раз представила суду все недостающие документы в полном объеме, а не фрагментами на 1–2 страницах.